Как понять, что колодки пора менять?
Не ждите скрежета металла о металл — это уже крик о помощи вашего тормозного диска. Первые признаки:
- Тормозной путь увеличился даже в сухую погоду
- Педаль тормоза стала «проваливаться» глубже обычного
- Появился характерный шелестящий звук при торможении (сработал индикатор износа)
- Машина слегка уводит в сторону при торможении
- На дисках появились глубокие борозды
Производители рекомендуют менять колодки каждые 10-15 тыс. км, но я всегда говорю: смотрите по факту. В городе с пробками колодки снашиваются в разы быстрее, чем при загородных поездках.
Что потребуется из инструментов?
Заранее подготовьте:
- Новый комплект колодок (обязательно на обе оси!)
- Домкрат + страховочная подставка (НИКОГДА не работайте под машиной, поднятой только на домкрате!)
- Баллонный ключ
- Набор головок с трещоткой
- Монтировка или специальный распорный инструмент
- Медная смазка (НИКАКОЙ литол или графитка — только медь!)
- Проволочная щетка
- Средство для очистки тормозов (не используйте воду или бензин!)
Пошаговая инструкция с фото
Шаг 1: Подготовка
Поставьте машину на ровную площадку, затяните ручник и подложите упоры под колеса с противоположной стороны. Сорвите болты крепления колеса, потом поднимите автомобиль домкратом и установите страховочную подставку. Только после этого полностью откручивайте колесо.
[Фото: автомобиль на домкрате с подставкой, колесо снято]

Шаг 2: Разборка
Осмотрите тормозной суппорт. Обычно он крепится двумя болтами — нижним и верхним. Открутите нижний болт, верхний ослабьте, но не выкручивайте полностью. Отведите суппорт вверх — теперь вы видите колодки.
[Фото: тормозной суппорт с открученным болтом]
Шаг 3: Извлечение старых колодок
Достаньте старые колодки. Если они закисли — аккуратно постучите резиновым молотком. Ни в коем случае не применяйте излишнюю силу!
[Фото: извлеченные старые колодки с явным износом]
Шаг 4: Подготовка новых колодок
Очистите посадочные места суппорта от грязи и ржавчины проволочной щеткой. Нанесите медную смазку на тыльную сторону новых колодок и на все металлические поверхности, которые контактируют с колодками. Это убережет от скрипов и закисания.
[Фото: очищенные поверхности суппорта с нанесенной медной смазкой]
Шаг 5: Установка новых колодок
Установите новые колодки на место. Если есть датчики износа — аккуратно подключите их. Верните суппорт в исходное положение, закрутите все болки с рекомендуемым моментом затяжки (посмотрите в руководстве к вашему авто).
[Фото: новые колодки, установленные в суппорт]
Шаг 6: Сборка и прокачка
Поставьте колесо на место, затяните болки крест-накрест. Опустите машину. Перед первым выездом несколько раз энергично нажмите на педаль тормоза — колодки должны «притереться» к дискам. Первые километры тормозите аккуратно — новые колодки требуют обкатки.
Чего делать НЕЛЬЗЯ
- Менять колодки только на одной оси — всегда меняйте комплектами (обе передние или обе задние)
- Использовать дешевые несертифицированные колодки — экономия на тормозах смертельно опасна
- Пренебрегать очисткой и смазкой направляющих
- Перетягивать болты суппорта
После замены
Первые 100-200 км избегайте резких торможений. Периодически проверяйте уровень тормозной жидкости. Если педаль стала мягкой — возможно, потребуется прокачка тормозной системы.
Как видите, ничего сверхсложного нет. Главное — делать все аккуратно и не торопиться. Если сомневаетесь — всегда можно обратиться к professionals. Но лично я всегда за то, чтобы понимать, как устроена твоя машина.
А вы меняли колодки самостоятельно? Делитесь опытом в комментариях!